Отредактировано:29.07.09 00:05
[B]Это настоящая жесть. Небольшой ненорматив!!! (с)перто
"Я уже описывал этот случай где-то. Думаю чтобы все хохотушки про испугавшихся пилотов и отважного бортпроводника снять, а также снять вопросы о том что "Мне нравится когда..." или "сильная турбулентность когда закрылки убирают" позвольте вставить свои пять копеек.
Был обычный литерный рейс, маршрут проходил над акваторией Охотского моря, цепляли краем север острова Сахалин и шли в столицу Хабаровского края из Елизово. Запасной Южно-Сахалинск. Чтобы понять это, надо просто прочесть внимательно и то, вряд ли это можно понять не пережив. Не буду тут называть точки и пересечения, т.к. половина пассажирами летает и это ни к чему, просто географически. В Елизово нам дали погоду, по маршруту гроза, в районе северной части острова Сахалин. Верхняя кромка 6000 метров. Подписано 10.500. Отлично, перед нами прошли 3 борта, жалоб никаких, ну потряхивает немного, ерунда. Вылетаем, подходим к фронту, верхняя кромка явно не на 6000 уже а немного выше, но не суть, по нашему эшелону горизонт чист. Просим 11.500 (мы литер, все равно кругом нет никого), разрешают, залезаем. Полет нормальный, изредка трясет, но ерунда, так, слегонца, мелочи. так мы летели минут 10. Потом, впереди увидели что облачность начинает подыматься со скоростью метров в 70 в секунду!! Зовем стюардессу, "пристегнитесь, весь багаж в полки, без исключения, даже цифровую технику. Пассажиров пересадите под пустые багполы, у вас 5 минут". Тряска усиливалась. Девчата все сделали, но доложить не успели. Постепенно вокруг все превратилось в молоко и самолет начало трясти сильнее. В этот раз толчки были не просто как раскачивания, а ощущались как резкие удары снизу и сбоку. "Точка возврата" пройдена, Южный нас не слышит и мы их тоже, сильные помехи, значит между нами еще хуже. Летим дальше, решено.
Прозвучала команда командира "Илья, углы, высота, скорость, на рулях помогай, Петрович (штурман) проходы нужны, спина! Сергеич" Мне пох...й как но тяга должна быть. Следи за скоростью тоже".
Через минуты 3-4 после этой команды началось самое ужасное что я видел в своей жизни. Все началось с того, что наш самолет просто провалился... Высотомер улетел куда-то вверх, в то время когда явно ощущалось что самолет движется... нет, падает вниз. Орет АУАСП, Мы дали "От себя". Вдруг почувствовался резкий удар снизу, я чуть язык не откусил, "Нащупали!" кричит КВС, одновременно слышен скрежет странный я спрашиваю "Что за звук?", мне ответил штурман "Нормальный звук, планер!". Вот тут и похолодело внутри. Я думаю, что в этот момент мы все поняли куда мы попали. Высотомер с сумашедшей скоростью вернулся на отметку в районе 9800, точно до метра не скажу но доложил столько. Дальше "режим 85, наверх, быстро на 11.100!" кричит КВС. Мы на себя, лезем, в этот момент все происходит с точностью да наоборот, высотомер начинает показывать снижение, медленное, но самолет тянет вверх, задницу вжимает в седалище и опять "От себя!". Я орал КВСу "Скорость 630!!!" а мне в ответ "От себя". АУАСП опят орет, смотрю, тангаж встает в минус, скорость падает, а мы явно вверх летим, самолет не управляется!!! Тут крен на лево стал прогрессировать, вижу КВС вправо дает, я помогаю, рули бьет, мелкая дрожь по самолету, отпустило, высотомер снова в точку встал я ору "11.400!!!". Тут мы начинаем движение вниз, режим прибираем и ровняем в 11.100. Вскоре от Петровича стала поступать информация о засветках, началось маневриврование влево-вправо. После каждого слова "Засветка справа (слева) мы давали штурвал в нужную сторону, через некторое время нас нагонял видимо звук от грозы, удары были весьма и весьма приличные, после каждого набега приходилось снова стабилизировать самолет и по крену и по тангажу. Куда мы летели было известно одному Петровичу который все кричал то "курс 270", то курс "320", я понимал что мы уже не летим домой, а просто убегаем от вспышек активности стихии, т.к. курс все время был кратным 10-ти. Когда не было "подхватов", самолет трясло на своей высоте, приходилось постоянно дергать штурвал, пытаясь удержать его в горизонте, Нас херачило так, что я не мог прочитать приборы, для того чтобы сделать доклад, приходилось вжиматься затылком в подголовник, чтобы башку трясло синхронно приборной доске и можно было "снять" показания. В конце-концов КВС приказал "Илья, заебло, доложи скорость если под 500 уйдет, углы следи и высоту".
Планер хрустел постоянно, с каждым набегом от грозы и нисходящим потом нас било и этот звук был слышен через ГСШ, был слышен четко и отчетливо! Каждый такой звук сопровождался лично у меня холодом по спине, я начал осознавать, что долетим мы или нет зависит не только от нас, но и от просто физической крепкости 30-летнего самолета.
В какой-то момент я осознал что стало в самолете совсем темно, не так как было всего 10 минут назад, что куда-то делись ручки с приборки. Мысль была мгновенна, очередной доклад штурмана о засветке сбил её и мы взяли вправо. Ебошило нас не по-детски, нас то роняло (самое большое до 8400 уронило) то подхватывало вверх (до 12 километров), а мы, 4 человека в многотонной железке, которая сейчас казалась такой хрупкой и легкой, которая трещала казалось по швам, как паук за паутину цеплялись за свои несчастные 11.100 метров.
(продолжение в комментариях...)